Бесплатная примерка и доставка.


Без выходных с 10:00 до 19:00 тел. +7 920 197 98 07



Машинная работа

История Ирана - история ковра

   Упоминания персидских ковров встречаются в китайских документах времен, когда в Персии правила династия Сасанидов (224 - 641 гг н.э.). Именно во времена Сасанидов персидские властители взяли себе титул "Шахиншах", Царь царей.

     Один из последних шахов этой династии, Хосров II, завоевал восточные и южные провинции Византии, однако в 627-628 гг византийский император Ираклий разгромил персов и вернул захваченные ими земли. Как повествуют византийские историки, среди захваченных трофеев оказалось множество прекрасных ковров.

     Столетием раньше, в правление шаха Хосрова я Ануширвана, персидские мастера создали один из самых знаменитых и, без сомнения, самый дорогой ковер в истории. Громадный ковер, сотканный для тронного зала Хосрова я в тогдашней столице, Ктесифоне, назывался "Весна Хосрова" или иначе "Весенний ковер". Этот ковер представлял собой изображение цветущего весеннего сада. Вот как описывает этот ковер арабский историк: "По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком ".

    Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу, так точно было передано мастерами пробуждение природы.В середине седьмого века царство Сасанидов пало под ударами арабов. Кочевники-арабы, привыкшие к лишениям, войнам и набегам, сломили сопротивление Персии, истощенной войнами с Византией. Ктесифон был захвачен арабами в 637 году. Драгоценный "Весенний ковер" не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

    С 1038 по 1194 гг Персия находилась под властью турок-сельджуков. Турки в этот период уже имели собственную культуру ковроткачества - обмен навыками и приемами ковроделия был неизбежен. До сих пор в иранских провинциях Хамадан и Азербайджан, где турецкое владычество продлилось дольше всего, при изготовлении ковров нередко используют турецкий узел.

    В 1220 году страна была захвачена монгольскими племенами и оставалась под монгольским владычеством до середины 15 века. Степные кочевники быстро впитали персидскую культуру и во дворцах ильханов (так назывались монгольские цари государства, включившего, кроме Персии, территорию современных Туркмении, Закавказья и Ирака) также появились ковры. Впрочем, ковры времен монгольского владычества лишены истинно персидской пышности - они отличаются простым, преимущественно геометрическим орнаментом.

      Персия достигла расцвета во времена династии Сефевидов (1502-1736 гг). Уже ее основатель, шах Исмаил I, был не только полководцем, но и поэтом, писавшим под псевдонимом Хатаи. А шах Аббас (1587-1629 гг), установивший прочные торговые связи с европейскими странами, сам умел искусно ткать ковры. Столицей Персии при Сефавидах стал Исфахан. В столице, в Тебризе, Язде, Кашане, Ширазе, Кермане и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Многие из тогдаших ковров были сотканы из шелка, в самые драгоценные ковры, как и в знаменитый "Весенний ковер", вплетали золотые и серебряные нити. В этот период на коврах снова появились изображения птиц и животных. Два наиболее известных ковра этой эпохи украшали мечеть в городе Ардебиле. Один из них находится сейчас в лондонском музее Виктории и Альберта, другой - в музее Лос-Анжелеса.
В 1722 году Персия пережила афганское вторжение, во время которого был разрушен Исфахан. Страна оказалась вовлеченной в череду войн с Афганистаном, Турцией и Российской Империей и утонченное городское искусство ковротворчества пришло в упадок - как и века назад, навыки изготовления ковра сохраняли лишь кочевники и мастера в маленьких деревушках.

      Новый расцвет ковроделия наступил в Персии в 19 веке, в правление династии Каджаров. Торговцы Тебриза наладили поставки ковров в Европу через Стамбул. Экспорт ковров стал важной составляющей доходов государства, и шахи активно регулировали и развивали эту отрасль хозяйства - например, шах Мозаффар эд-Дин запретил использование вошедших уже в широкое употребление синтетических красителей. В конце 19-начале 20 века европейские и американские компании начали самостоятельно закупать ковры в Персии.

      Восхитительная красота и превосходное качество персидских ковров известно по всему миру. Это и неудивительно: нет ни одной страны, в истории, культуре, и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иранских домах, как правило, немного, и роль главного элемента домашней "обстановки" выполняют здесь ковры. Есть даже расхожая фраза: "Иранцы бросают свое богатство на пол". Можно, не погрешив против истины, сказать, что иранцы появляются на свет на коврах, живут на них, растят детей. Неважно, богат или беден дом иранца, в нем непременно есть ковер - у кого дорогой, а у кого старый и потертый, что не делает его менее любимым для хозяина.
Сейчас Иран - крупнейший в мире производитель ковров. Славу "основной мировой мануфактуры" ковров ручной работы безуспешно оспаривают у него многие страны Азии - прежде всего Индия, Пакистан, Непал и Китай. Однако именно персидские ковры остаются эталоном настоящего восточного ковра.
Качество ковра - потребительское и художественное - имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. И только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все без исключения характеристики своих ковров. Именно поэтому для ценителей ковра во всем мире синонимом понятия "восточный ковер" являются слова "персидский ковер" - несмотря на ужесточение конкуренции со стороны других стран-производителей.
Ковры - важная составляющая экспортных доходов Ирана. Однако поддержание этого источника поступлений дается стране нелегко. Ручное ковроткачество на традиционных станках испытывает все возрастающее давление машинного производства: не секрет, что машинные ковры, которые настоящие ценители вообще не считают за ковры, сейчас производятся не только в Бельгии и Германии, но и в самом Иране. Молодые иранцы нечасто интересуются освоением профессии мастера персидского ковра.Одной из первых цивилизаций, поднявшей ковроткачество на высочайший художественный уровень стала Персия. Ковры иранского (персидского) происхождения являются одними из самых ярких произведений декоративно-прикладного искусства. И так уж сложилось исторически, что именно Персия стала основным центром коврового производства. Впрочем, слово «производство» здесь можно применить довольно условно, ведь речь идет о персидских коврах. Никаких шаблонов и серийности – только уникальные произведения и 100 процентная ручная работа. Персидский ковер сравним с венецианским стеклом, брюссельским кружевом, кубинской сигарой. Это эталон, это совершенство.

История подарила славу ковровой державы Персии. Древняя легенда сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидского ковроткачества – «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Рисунок ковра представлял собой великолепное изображение цветущего сада почти в натуральную величину. Расшитый драгоценными камнями, затканный золотыми и серебряными нитями, ковер был поистине гигантским: 122 метра в длину, 30 метров в ширину. Весил он несколько тонн. Говорят, Хосров I любил в одиночестве гулять по «дорожкам» этого «сада». В 641 году Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» бесследно исчез.

Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. И жалко смотрелась та семья, которая не могла устелить полы своего дома достойными коврами. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Эксклюзивные персидские ковры органично вписываются в любой интерьер.

Что касается орнаментальных мотивов и сюжетов ковровых изделий из Ирана, то история их происхождения такова: в конце доисламского периода на коврах присутствовали стилизованные изображения животных и человеческих фигур. После арабского же вторжения в оформлении некоторых ковров появляются стихи из Корана, в огромном количестве производятся молитвенные коврики. Ковры захлестнул мир орнаментальной геометрии. Золотым веком персидского ковроткачества стала эпоха Сефевидов. Новой столицей Персии в XV веке стал город Исфахан. Здесь в 1499 году была создана первая царская ковровая мастерская. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны. Сегодня в коврах нашли отражение не только антикварные мотивы, но барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн и современные стили стали появляться на поверхности ковра.

Стоит отметить, что персидские ковры никогда не были просто роскошным аксессуаром интерьера – это своего рода представление людей о блаженстве духа, рае, красоте, где заключена вся созидательная мудрость Востока. Не меньшего внимания достойна история туркменского ковра.

 

В течение веков туркменские ковры называли "красотой, сотканной из тайн". И это вполне объяснимо, если учесть, что у народа, имеющего историю в пять тысяч лет, самым древним ремеслом было ковроткачество. Свидетельств этому множество: это и сведения, и доказательства о древности ремесла, и прекрасные образцы самого предмета, дошедшие до нас из глубины тысячелетий. Чем больше слагалось легенд, тем больше приумножалась слава туркменских ковров, впитавших в себя дух народа-создателя.

Ковер всегда составлял основу ремесленного ткачества туркмен. Именно поэтому искусство ковроделия туркмен являлось не только бесценным памятником народного ремесла, его материальной сокровищницей и символом высокого духа, но и неисчерпаемым источником в изучении истории туркменского народа.

Туркменский ковер - это искусство, возникшее из вдохновенного источника туркменского духа, из глубин души и света прекрасных женщин этого мужественного народа. За тысячелетия своего исторического пути ремесло ковроделия достигло уровня искусства, причем искусства, поразившего весь мир. Если вы внимательно рассмотрите старинный ковер, то откроете для себя многое. Вы обязательно найдете и прочитаете на этом ковре тонкость творческого мастерства, сердцебиение, помыслы души, печаль и радость ковровщиц. Это искусство передавалось через столетия, от матери к дочери, от внучки к правнучке, от поколения к поколению. Существовали целые семьи, даже села и племена мастеров, прославившиеся своим самобытным искусством. В производстве туркменских ковров особое значение придавалось приготовлению и использованию красок, в частности, темно-красного цвета. Тщательно подбиралась шерсть для основания ковра.

В чем же тайна волшебства туркменских ковров? Она в загадочной связи орнаментальной гаммы с вселенскими тайнами. Для пояснения достаточно упомянуть, что при изучении названий ковровых орнаментов "Алем" и "Гель" выясняется глубина их значения, теряющегося в тайнах Вселенной. Это удивительное явление - национальный дух Туркмен, сплетаясь с тайной и красотой Вселенной, отразился в его ковре. В гелях наших ковров скрыты глубокие и древние значения. Например, "Гёк" в древнетуркменском языке означал "селение", "страна". Именно поэтому, глядя на гель любого ковра, можно безошибочно определить, в каких краях и селениях он соткан: беширский или човдурский, текинский или ёмудский, арсаринский или салырский... Текинские ковры - самые распространенные и знаменитые из туркменских ковров. Еще в исторических сведениях XVIII - XIX веков они названы "самыми ходовыми коврами на базарах". Такую же широкую популярность на базарах имели текинские паласы, чувалы, торбы, хурджуны и намазлыки. Не менее популярны были и ковровые изделия туркмен с другими орнаментами: салырские, сарыкские, ёмудские (с орнаментами: кепсе-гёль, дырнак-гёль, гуш-гёль), арсаринские (с орнаментами: гюлли--гёль, бешир-гёль, темир-джик-гёль), човдурские (с орнаментом - ертмен-гёль). В ремесле ковроткачества туркмен, кроме специфических племенных орнаментов и узоров, существовали их уникальные образцы, присущие искусству каждого поколения, даже каждой семьи. Прочность натуры, четкость и гармония в сочетании красок, несравненная и изысканно-благородная красота, целостность системы орнаментов и узоров, уникальный национальный облик - вот те черты, присущие только туркменским коврам. Туркменское ковродельческое искусство - это бессмертное произведение, созданное высочайшим художеством и мастерством.

Опубликовано:24-03-12, Просмотров:4671, Печать
 
скидки
Календарь новостей
«Авг.2017
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
© 2017 http://danneo.com [ PG.t : 0.17 | DB.q : 6 | FR.q : 0 | DB.t : 0.00 ]